Про управление ожиданиями

Когда я начинал в разработке, я был уверен, что топовых специалистов отличает то, что они делают всё максимально качественно, со знанием дела, в поставленные им сроки и без ошибок. И именно такие работают в далёких яндексах, фейсбуках или стартапах из кремниевой долины. Но время шло, я работал в классных компаниях с высокооплачиваемыми разработчиками, менеджерами и дизайнерами. Работал в аутсорсе на США, стартапах на инвестициях, европейских энтерпрайзах и нигде не встречал их, которых когда-то рисовал у себя в голове. И тогда мне пришло 2 инсайта:

  1. Все косячат
  2. Это нормально

Иногда важнее не то, что и как вы делаете, а что от вас ожидают люди вокруг. Управление этими ожиданиями – это ваша задача. Это тот самый скилл, который отличает одного командного игрока, работой которого все всегда довольны от другого, у которого «всё не так». Поэтому

  • Нормально совершать ошибки, не нормально не говорить о них. К компаниям, которые открыто говорят о своих сбоях обычно больше доверия, чем к тем, которые молча падают и потом просто говорят клиентам, что «у нас был сбой и мы всё пофиксили!». Можно даже написать увлекательный рассказ про вашу поломку, как гитлаб, например. Так же и в команде: если что-то «сломалось» в вашей работе – расскажите, что именно произошло, как вы всё «починили» и что сделали, чтобы это не повторялось – команда будет вам больше доверять.
  • Нормально не успеть что-то в срок, не нормально не предупреждать об этом. Ведь заказчик (даже если он внутренний) ожидает результат и возможно строит дальнейшие планы исходя из этих сроков. И, кстати, сделать больше/лучше оговорённого – это приятный бонус, но не причина промолчать.
  • Нормально делать что-то неидеально. Сделали версию приложения с ограничениями? Расскажите о них тому, кто будет его тестировать. Не стали писать тесты к коду, потому что нужно срочно выкатить фикс? Пусть другие разработчики знают об этом и не думают, что вы забыли. Половина успешных проектов начинались с наколеночной версии
  • Нормально чего-то не знать или не уметь. И нормально идти и разбираться, пробовать что-то новое и внедрять это, а не ждать, пока найдётся «эксперт».
  • Но ненормально нарушать сроки регулярно, повторять ошибки и не учиться тому, что нужно людям вокруг.

Одна из проблем с управлением ожиданиями – повсеместный синдром самозванца в IT. Ведь стыдно признаваться людям вокруг в своих ошибках и рассказывать, что ты чего-то не знаешь, когда для тебя самого это дискомфорт. Хорошее упражнение – просто начать публично говорить о том, чего вы не знаете. Смотрите, например, как делает Никита

Показать комментарии